1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Школа юных журналистов
  5. Сами лепим свое счастье: проект гончарной мастерской для людей серебряного возраста - Блог «Школа юных журналистов» - MySlo.ru
Сами лепим свое счастье: проект гончарной мастерской для людей серебряного возраста

Сами лепим свое счастье: проект гончарной мастерской для людей серебряного возраста

Мода последних декад — саморазвитие, самовыражение, самоактуализация и прочие «само-». Тула не отстает от трендов: молодежные фестивали, культурные пространства, арт-резиденции — одним словом — развивайся не хочу. Если с юностью все понятно, то что насчет пенсионеров? Как им вести полноценный образ жизни и «сердцем не стареть»?

Тула — далеко не самый молодой город: по данным Росстата на 1 декабря 2022 года Тульская область насчитывает 503 447 пенсионеров (при населении 1 279 294 человека). Что наш регион может предложить этой возрастной группе? Что вы сможете предложить своим бабушкам и дедушкам, стареньким мамам и папам? Пылиться перед телевизором в одиночестве? Отсутствие живого общения и хоть какой-нибудь деятельности состарят ваших близких скорее, чем вам того хотелось бы.

Кружок по интересам — то, что нужно. Да только где такой взять? Чтобы доступно и бесплатно? Записывайте: курс для людей серебряного возраста на базе гончарной мастерской Елены Палевской.

Не поздно — пока не затвердела

Центр традиционной Тульской керамики существует с 1990 года — более 30 лет мастера создают авторскую керамику, делятся опытом и помогают освоить ремесло всем желающим. Традиционность — не есть закостенелось, поэтому студия постоянно развивается, пробует новые форматы работы и обучения. Например, вы можете пройти мастер-класс, подарить сертификат дорогому человеку или (если у вас есть опыт и навыки) заниматься самостоятельно — подойдет коворкинг или резиденство.

Также центр реализует проекты, призванные помочь разным слоям населения. Финансируются они за счет грантов, которые команда придумывает и пишет сама. С 2015 года мастерская ведет работу по популяризации керамики и обучению гончарному ремеслу среди людей серебряного возраста и с расстройствами аутистического спектра. Ведущие специалисты: керамист, народный мастер России Елена Михайловна Палевская, керамист и мастер гладко расписного изразца Наталья Худова, кандидат искусствоведения и философских наук Людмила Борисовна Фрейверт.

«Мне пришла идея поработать с такой аудиторией, — рассказывает Елена. — Вместе с моей коллегой, Натальей Худовой, мы создали несколько проектов, направленных на творческую самореализацию людей третьего возраста. Им тоже необходимо найти дело по душе, не ограничивать себя домашними заботами. Когда как не теперь им можно попробовать то, на что в молодости не хватало времени или средств? В конце концов гончарный промысел — дело не из дешевых: закупка материалов, обслуживание техники, прочие ресурсы требуют больших затрат. С этим нам помогает общественная палата Тульской области — именно благодаря ей и нашему гранту пенсионеры могут заниматься. Наше большое достижение — выставка в Киреевске. По словам организаторов, она имела большой успех у публики. Для художника важно соприкосновение со зрителем, поэтому мы планируем еще одну. Пройдет она в Туле летом. Сейчас мы в поиске партнеров и площадки, так что будем рады любым предложениям».

Мастерская рассматривает вариант организации простоянного направления в духе проекта — дело лишь в том, получит ли он материальную поддержку в следующем году (курс рассчитан ровно на год).

Своими руками

На первый взгляд здание ничем не отличается от «соседей» по улице — только табличка подсказывает, что внутри таится нечто любопытное. Открываю дверь, и мастерская встречает меня особым ароматом — пахнет глиной. В прихожую выходит Элина Железнова — завсегдатай мастерской и негласный куратор. Одна деталь ее образа привлекает мое внимане: самодельное колье из глиняных бусин и ромашек. Работает Элина в сфере рекламы — она успела побывать и на телевидении, и в журнале («Дом в деталях»). Напряженная работа дала знать о себе, и накопленный стресс надо было куда-то выплеснуть. Долго думать не пришлось — творчество было ей отдушиной с самого детства. Вот так, через товарищей по интересам и общих знакомых она оказалась в гончарном центре Елены.

«На занятиях у меня появились новые друзья, — делится Элина. — Конечно, запертая дома, я бы с ними никогда не познакомилась. Мне тут хорошо: замечательная психологическая разгрузка, единомышленники, творческие люди. Процесс работы и идеи мы обсуждаем уже и вне масерской — это так ценно! Мои дети очень рады, что я увлекаюсь творчеством и мне есть куда пойти», — она делает паузу, смахивает выступившие на глазах слезы и улыбается. — «Не обращайте внимания, я просто эмоциональная. Это место очень много для меня значит».

Проходим вглубь. Потолок комнатки подпирают стеллажи, на которых ютятся сотни керамических изделий всех форм и размеров. Какие-то статно белеют необожженным сырьем, какие-то пестрят росписью, какие-то блестят глазурью. Их так много, что уйдет не один час, чтобы рассмотреть каждое. «Это наши ученики сделали, — гид делает широкий жест рукой. — К сожалению, сегодня мы не в полном составе: Раиса Александровна заболела. Ей 75 лет, и она с удовольствием сюда ходит!».

Экскурсия медленно переходит в мастер-класс — мы в рабочей зоне мастерской. Каждый столик оборудован специальными инструментами, гончарными колесами и прочей техникой. На самом большом стоят две кружки, украшенные фактурными цветочными узорами, — тоже самодельные. В углу, у выхода, скромно расположился гончарный круг — он тут за главного. На полках, подоконниках, тумбочках, дверях и даже на холодильнике — везде глиняная утварь и украшения. А ведь их кто-то сделал своими руками. От этого осознания становится тепло на душе. Будто это не просто вещи, а миниатюры людей, их создавших.

Мне выдают фартук, необходимые материалы, и под чутким руководством наставника мы начинаем лепить. Сегодняшняя тема — дамы-колокольчики в стиле Русского бала 1903 года. Процесс кропотливый, требует усидчивости и гибкой фантазии: глина не похожа на привычный пластилин, и нюансов в процессе возникает столько, что голова кругом. Но коллеги по цеху с радостью помогают и подсказывают: тут пройтись шликером, долго кусочки в руках не мусолить, сырье и пальцы при необходимости смачивать водой. Бок о бок со мной характерную глину укрощают Наталья Мартынова и Вера Давыдова. Вере подарочный сертификат в гончарную мастерсую подарили дети. Сейчас она тоже посещает курс для людей преклонного возраста.

«Я очень благодарна Елене за возможность трудиться здесь! Так интересно!» — комментирует Вера, не отрываясь от дела. Еще час мы вчетвером сидим над глинянми конусами, превращая их в барышень. Дружелюбная атмосфера и оптимистичный настрой участников не дают опустить руки, даже если с первого, третьего, десятого раза не получается.

Время пролетело незаметно, и мне пора уходить. Элина предлагает помочь с работой — не оставлять же девицу без кокошника! А после обжига усадить его на макушку фигурке не получится. «Вы потом приходите, доделайте. И мы вам покажем, что у нас получилось», — наставница провожает меня до двери. Мы прощаемся, и волшебный, точно сказочный мир остается по ту сторону непримечательных на первый взгляд стен. Только табличка подсказывает: «Центр традиционной Тульской керамики».

Автор текста и фото — студентка 3 курса кафедры журналистики ТулГу Дарья Лашкевич. В рамках проекта #Тулакультурабезафиш

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

4 июля 2023, в 11:30 +7
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Студенческий театр в детском в лагере «Орленок»
Студенческий театр в детском в лагере «Орленок»
Три плошки для котов
Три плошки для котов