1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Тульские легенды
  5. Дом для мертвецов и гробы напрокат: как хоронили людей в старой Туле - MySlo.ru
Дом для мертвецов и гробы напрокат: как хоронили людей в старой Туле
Похоронная процессия на Киевской. Около 1900 г.

Дом для мертвецов и гробы напрокат: как хоронили людей в старой Туле

В этом году исполняется 250 лет тульскому Всехсвятскому кладбищу. Узнали всё про похоронное дело и кладбища в Туле.

Сегодня — первый рассказ из серии «Кладбищенские истории».

Деньги в крышку гроба

Когда-то давно на Руси в зимнее время не хоронили вообще. Земля промерзала настолько, что выкопать могилу было совершенно невозможно. Поэтому покойников складывали в специальном доме за городом или деревней, где они, окаменев на морозе, лежали до весны. Называлось это место убогим или божьим домом. В Туле убогий дом располагался в районе Петровской слободы — то есть современных улиц Пушкинская, Гоголевская, Льва Толстого, Бундурина.

Собственно, с телами в то время вообще иногда обходились достаточно бесцеремонно. Пока шло следствие, покойников хоронить запрещали, и они могли лежать не преданными земле довольно долго. Например, после трагических событий 21 октября 1905 года, когда столкновения на улицах привели к многочисленным жертвам, всех погибших просто сложили в пожарном сарае при полицейской части.

«На другой день в больнице была толпа народа, среди которой были родственники и знакомые раненых и избитых, искавшие своих близких, — вспоминала участница событий, сестра милосердия Типольт. — Не находя их в больнице, несчастные шли в первую часть, где в пожарном сарае уже правильными рядами лежали убитые».

К смерти и покойникам относились очень просто. В деревнях молодежь могла затеять игру в похороны, когда кого-то клали в гроб и устанавливали посреди комнаты. А в самой Туле как-то лишь вмешательство полицмейстера прекратило один из номеров в цирке, когда на манеж выносили якобы умершего человека под звуки похоронного марша.

28 января 1704 г. император Петр I повелел хоронить на третий день после смерти. Этого правила старались придерживаться, хотя и были из него исключения.

Картина В. Перова «Проводы покойника».

Не всегда у бедняков имелись деньги на полноценный обряд захоронения. Ведь надо батюшке дать, за место заплатить, гроб купить, могилу вырыть. Да мало ли еще какие расходы. Тогда просили милостыню на погребение. Подавать на похороны бедняков считалось богоугодным делом. По старому обычаю собирать деньги полагалось в крышку гроба. Это практиковалось в Туле почти до самого 1917 года.


Н. Крамской «Неутешное горе».

В 1909-м управление главного врачебного инспектора разработало для России правила о погребении умерших, устройстве кладбищ и крематориев. Закон устанавливал особый кладбищенский период — десятилетний срок, после которого могилы могут быть использованы для повторного погребения.

Похороны напрокат

О том, что в старой России существовали похоронные бюро, мы знаем из классики. Помните, в «Двенадцати стульях»?

«Это была приятнейшая из улиц, какие встречаются в уездных городах. По левую руку за волнистыми зеленоватыми стеклами серебрились гробы похоронного бюро „Нимфа“. Справа за маленькими, с обвалившейся замазкой окнами угрюмо возлежали дубовые пыльные и скучные гробы гробовых дел мастера Безенчука».

Ну и далее это знаменитое: «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? Разве ж она может покупателя удовлетворить? Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в 1907. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский".

Тульские похоронных дел мастера отличались не меньшей предприимчивостью. Так, например, однажды представители похоронного бюро Маслова начали проделывать такой рекламный трюк. Владелец фирмы, пока в церкви шло отпевание, крепил свои визитные карточки с описанием услуг к крышке гроба, выставленной по обычаю на паперти.

Реклама на гробах — это было новое по тем временам слово в искусстве продвижения.

Для малоимущих тульские похоронных дел мастера предлагали особый вид услуг — гробы напрокат. Вот что рассказывала об этом «Тульская молва» в 1910 году:

«Вчера в городское полицейское управление явился один крестьянин за разрешением вывезти тело своего родственника, умершего в городе, к себе в деревню. Пока выдавалось разрешение, крестьянин сообщил любопытный факт из деятельности тульских похоронных бюро. Как оказалось, тульские гробовщики отпускают просмоленные гробы напрокат, за плату от 1 руб. 50 коп. и дороже. Зимой подобный прокат гробов едва ли можно считать допустимым с санитарной точки зрения».

Погребальные катафалки

В 1746 г. указами Елизаветы Петровны были воспрещены при погребениях, во время погребальных шествий, попоны на лошадях и вычурные одеяния у факельщиков. И вообще было указано, чтобы погребение отличалось возможной простотой.

Однако со временем, на практике, указ Елизаветы Петровны начал исполняться с меньшим рвением. А из-за конкуренции открывающихся повсеместно в городах похоронных бюро погребальная процессия сопровождалась зачастую несвойственными значению обряда убранством колесниц и одеянием сопровождающих ее от бюро лиц. Особенно если хоронили людей из зажиточных семей. Похороны становились все более пышными.

Похоронные процессии в то время сопровождали факельщики.

Они шли по обе стороны катафалка, по двое с каждой стороны, держа в руках зажженные факелы или фонари, в которых горели свечи или карбид.

Пышность катафалка и количество лошадей зависели от возможностей семьи усопшего. Самые пышные похороны проходили по первому разряду. С шестеркой лошадей цугом, украшенных страусовыми перьями. Каждую лошадь вел специальный факельщик. Катафалк был богато украшен, с балдахином, драпировками и страусовыми перьями на крыше. Впереди процессии шел главный факельщик, неся в руках булаву, обвитую траурным крепом.

Как рассказывает историк старого русского быта Я. Ривош, масть лошадей, краска катафалка и костюмы факельщиков зависели от вероисповедания покойника. Православных хоронили на белых катафалках, которые везли белые лошади, покрытые белой сеткой. Факельщики были одеты в белые фетровые или клеенчатые цилиндры и в белые же ливреи. На руках — белые перчатки. Факельщики вели лошадей за подвязанные к уздечкам белые шнуры с кистями.

При похоронах людей неправославного вероисповедания факельщики были одеты в черные цилиндры и ливреи. На бедных похоронах факельщиков, держащих под уздцы лошадей, не было. Вместо них на козлах сидел кучер, управлявший парой или одной лошадью.

Приметой пышных похорон считалось разбрасывать по пути следования процессии еловые ветви.

После богатых похорон елки в Белоусовском парке имели чуть менее пышный вид. Подобное посягательство, безусловно, старались пресекать. Чтобы не светиться самим, владельцы похоронных бюро отправляли обдирать деревья мальчишек.

Также на похоронах богатых людей принято было раздавать деньги. Но тут все зависело уже не от усопшего, а от его наследников. Например, в 1908 году на похоронах местного миллионера Парфенова вдруг по городу распространился слух, что всем пришедшим беднякам будет заплачено. Кто говорил по 20 копеек, а кто и по рублю. Пришли многие, но все они были разочарованы. Наследники оказались прижимистыми. Даже дьячки получили только по одному рублю. Кроме того, ни в одном из ночлежных домов, как это принято при похоронах богачей, не было обычной раздачи калачей или поминального обеда.

Продолжение следует.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

30 июня 2022, в 16:00 +18
Другие статьи по темам
Место
Прочее
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Тайны парфюмера, уникальный перстень и гончарный круг: 5 любопытных мастер-классов в тульских музеях
Тайны парфюмера, уникальный перстень и гончарный круг: 5 любопытных мастер-классов в тульских музеях
Дети 80-х и 90-х: музыка нас связала!
Дети 80-х и 90-х: музыка нас связала!